Отмена TIR чревата экономическими потерями

Потери автоперевозчиков и импортеров, связанные с отменой в России практики международных перевозок по книжкам МДП (Carnet TIR), по оценкам экспертов могут составить около 72 млрд. рублей в год.

Об этом в рамках круглого стола на тему «Кризис МДП в России» сообщила руководитель юридического отдела Международного союза автомобильного транспорта (International Road Transport Union, IRU) Ксения Каско. Напомним, что IRU – международная организация, объединяющая 180 национальных союзов и ассоциаций в области перевозок различными видами автотранспорта: грузовиков, автобусов, такси и пр. Одна из практических задач, решаемых IRU – это предоставление международных гарантий в рамках Таможенной конвенции международной дорожной перевозки. А она, в свою очередь, предусматривает перевозку грузов с применением книжки МДП.

По словам Каско, озвученные данные основаны на заключении независимых экспертов Высшей школы экономики, Копенгагенского экономического института, Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций Казахстана, а также Белорусского научно-исследовательского института. Исследование велось по различным методикам, но все эксперты пришли к выводу о значительном удорожании стоимости перевозки груза без системы TIR.

Самая значительная статья дополнительных расходов связана с необходимостью перевозчиков приобретать дополнительное альтернативное обеспечение и гарантии уплаты таможенных пошлин в России, а также покупать поручительства аккредитованных при Федеральной таможенной службе России (ФТС) организаций. Стоимость самой гарантии, а также оплата сопутствующих услуг, связанных с оформлением необходимых документов, на различных пропускных пунктах на границе РФ различается и составляет от 3 до 93 тысяч рублей за одну транзитную перевозку по территории РФ.

Кроме того, изменение маршрута (сейчас многие перевозчики стремятся въехать в Россию через Белоруссию или финский участок границы, где система МДП пока продолжает действовать) увеличивает цену доставки груза еще на 180 евро за рейс. «Некоторым перевозчикам из европейских стран пришлось адаптировать свои маршруты, увеличение расстояния в среднем составляет 200-300 км, что составляет 10-15%», — сообщила Каско, добавив, что из-за этого выросли затраты перевозчиков на топливо, зарплаты водителям и другие эксплуатационные издержки. Административные издержки, связанные с оформлением и переоформлением коммерческих документов по обеспечению дополнительного гарантийного покрытия перевозчиков, по оценкам аналитиков, могут вырасти в среднем на 25%.

По мнению генерального секретаря союза международных автоперевозчиков Казахстана Теодора Каплана, действия российской таможенной службы сделали менее выгодными и автоперевозки из Европы в Казахстан. Эта республика присоединилась к конвенции МДП в 1995 году. И если в то время только 15% импортных грузов доставлялось в Казахстан автотранспортом (остальные — по железной дороге), то к 2013 году доля автомобильных доставок поднялась до 75%. В год выполнялось до 80 тыс. рейсов. Сейчас казахстанские перевозчики стремительно теряют этот рынок — груз уходит обратно на рельсы, поскольку средняя стоимость перевозки автотранспортом возросла в среднем на 500 долларов.

Представители IRU рассчитывают, что в ближайшее время ФТС отменит свое одностороннее решение об ограничении действия системы TIR на территории России, которое уже оспорено в суде российским членом IRU — Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

Напомним, что в прошлом году ФТС издала распоряжение о приостановлении действия гарантий по системе TIR на территории РФ, за исключением нескольких региональных таможен в сообщении с Белоруссией и Финляндией. Перевозчикам предписывается внести депозит или предоставить банковскую гарантию или поручительство в счет гарантий уплаты ввозных таможенных пошлин при пересечении границы с РФ. В обоснование своих действий ФТС привело информацию о наличии у АСМАП непокрытого долга перед ФТС в размере около 20 млрд. рублей, а также о создании в перспективе новой системы транзитных гарантий международных перевозок на территории Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. По словам президента АСМАП Евгения Москвичева, в ассоциации состоялся ряд проверок, которые не выявили долгов перед казной и других финансовых нарушений. Арбитражный суд Москвы признал претензии таможенников к АСМАП несостоятельными. 26 февраля Высший арбитражный суд РФ признал недействующими письма ФТС России относительно книжек МДП. Но фактически конвенция на территории РФ не возобновила свое действие, хотя о выходе из международной конвенции по TIR российские официальные лица не заявляли.

Для справки: TIR  (Transports International Routiers, «Международные дорожные перевозки») — система международных автомобильных перевозок товаров, работающая на основе Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП. Система была основана 14 ноября 1975 года в Женеве для упрощения и согласованности административных формальностей при международных автоперевозках. Компании, специализирующиеся на международных грузоперевозках и являющиеся участниками ассоциации, пользуются таможенными документами, называемыми книжками МДП (Carnet TIR). По ним разрешается пересекать границу без уплаты пошлин в пункте пропуска через государственную границу. Данная таможенная система действует в 57 странах. В каждой из них работает гарантирующее объединение, уполномоченное Международным союзом автотранспорта. В России это АСМАП, которая и продает перевозчикам книжки TIR.

Другие новости

Все статьи