РЖД: нет предела совершенству

Замруководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин на парламентских слушаниях в Госдуме выдвинул предложения по улучшению железнодорожных перевозок в России.

В ходе слушаний представители Счетной палаты РФ отметили, что мероприятия реформы железнодорожного транспорта не выполняются в полном объеме, а законодательство в этой сфере не соответствует сложившейся на рынке ситуации. С ними согласился и Анатолий Голомолзин, добавив, что это негативно сказывается на общем состоянии экономики страны. «Проблемы возникали не только в 2013 году, когда перевозки грузов снизились на 3%, а перевозки пассажиров в дальнем сообщении на 5%. За период с 2007 по 2013 гг. совокупное падение грузовых перевозок составило 8%, а пассажирских перевозок – более 15%, – рассказал замруководителя ФАС России. – Не были решены проблемы эффективного формирования и расходования инвестиций в локомотивный парк и в инфраструктуру, сферы непосредственного ведения ОАО «РЖД». За последние несколько лет сократилось количество железнодорожных станций, уменьшилась развернутая длина станционных путей, обострилась нехватка локомотивной тяги». Кроме того, из-за снижения скорости доставки значительная часть грузов уходит на автотранспорт. Так, по данным Росстата, в январе-мае 2013 года грузооборот железнодорожного транспорта снизился на 3,5%, грузооборот автомобильного транспорта напротив – вырос на 2,6%.

По мнению Голомолзина, в России проблемы в сфере железнодорожного транспорта в значительной степени обусловлены не внешними экономическими причинами, а задержками или отказом от реализации ряда важнейших направлений реформы. На протяжении последних лет ФАС России стабильно возбуждает по 90-100 дел в отношении железнодорожников.

В этих условиях ведомство предлагает внести некоторые изменения, которые позволят улучшить ситуацию в сфере грузовых железнодорожных перевозок. К ним относится дополнение законодательства о естественных монополиях положениями, предусматривающими особенности госрегулирования деятельности субъектов естественных монополий. Предлагается также модернизация законодательства о железнодорожном транспорте (введение понятия«оператор железнодорожного подвижного состава»), а также актуализация перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий.

Третьим предложенным ФАС изменением является создание коммерческой инфраструктуры рынка в сфере грузовых ж/д перевозок и развитие института частных перевозчиков. По мнению антимонопольщиков, необходимо поэтапное прекращение госрегулирования тарифов на грузовые перевозки в конкурентных секторах и формирование тарифных условий для заключения долгосрочных договоров на перевозки.

Другие новости

Все статьи